Визуальные образы

Liza Donnelly

“Я думаю, что я начала рисовать, чтобы понять, что же происходит”

Liza Donnelly – штатный карикатурист издания The New Yorker

 

В конспектировании процесс рисования это, в первую очередь, то, что облегчает запоминание материала. Если вы посмотрите вокруг, то скорее всего вы увидите кучу образов: иконки в телефоне, дорожные знаки, указатели в метро, инфографика, реклама… и т.д. Визуальной информации так много не просто так. Как было отмечено ранее, именно для ее обработки в нашем мозге имеется столь огромные поля. Мозг заточен на обработку визуальной информации. Мы автоматически обращаем внимание и обрабатываем у себя в голове кучу образов.

РИСУЙТЕ ПРОСТО И БЫСТРО

Существуют два типа людей, те, кто любит рисовать и те, кто этому сопротивляется. Главная причина сопротивления кроется в убеждённости, что нужно рисовать непременно реалистично так, чтобы картинка в их голове соответствовала их рисунку на бумаге. Но это только вершина айсберга. Люди, которые сопротивляются рисованию, не просто думают, что нужно рисовать хорошо, они опасаются, что их рисунки будут неправильно поняты другими. Эта убеждённость сильнейшим образом парализует человека.

Чтобы развеять данные убеждения, вам необходимо чётко понимать: Вы составляете визуальный конспект только для себя, а не для других — ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ.

a32

У нас нет задачи рисовать реалистично, наоборот, это серьёзная ошибка, так как реалистичные рисунки концентрируют на себе фокус внимания, не давая заниматься чем бы то ни было еще, кроме как рисованием.

Ещё одно убеждение — «мои рисунки безобразны». Утверждение подобного рода формируется из сравнения своих рисунков с чьими-то еще, с теми, у кого получается лучше. Когда-то в детстве мы сделали эти выводы и теперь, как заведённые, повторяем фразу: «Я не умею рисовать». Но так ли это на самом деле? Когда в воздухе летает подобное настроение, я показываю новичкам свой конспект и разъясняю насколько важно рисовать схематично, просто и быстро, в общем, создавать простые скетчи. Когда они видят, что мои рисунки не блещут красотой, у них возникает неподдельная радость от того, что им не составляет труда рисовать подобным образом. После этого я прошу зарисовать тот или иной абзац из книги. На удивление люди, которые не рисуют вообще, создают прекрасные скетчи, содержащие в себе простую визуальную логику.

Вот один из таких примеров:
a34

Запомните, рисунки должны быть простыми и быстрыми. Поэтому вам строго противопоказано заниматься рисованием. Вместо этого вам необходимо делать схематичные рисунки или скетчи.

Vladislav
Когда я только познакомился с техникой Mind map, я усердно вырисовывал каждую картинку, тратя кучу времени на рисование. Позже я понял, что это тупик. Так как излишняя детализация и реализм ухудшают концентрацию внимания.

Если необходимо работать, а не заниматься созерцанием собственной карты, то рисовать нужно быстро и просто. На примерах вы видите, что мои конспекты и карты не блещут красотой, хотя я, на самом деле, неплохо рисую. Я прикрепил реальные примеры, чтобы вы осознали — рисовать «идеально» нет никакой необходимости. Это только тормозит процесс составления визуального конспекта. Рисуйте быстро и просто – это под силу всем нам.

 
 
 
ПЕРСОНАЛИЗИРУЙТЕ КОНСПЕКТ

Richard Feynman

“Я плохо представляю, что происходит с людьми: они учатся не путем понимания. Они учатся каким-то другим способом – путем механического запоминания или как-то иначе. Их знания так хрупки!”

Ричард Фейнман

Чтобы разобраться что такое персонализация, взгляните на картинку ниже.

a35

На ней представлен один и тот же фрагмент законспектированного текста. Как видите, графически они мало отличаются, но текст задает совершенно новое звучание. Текст не просто инструмент передачи информации. Так как мы являемся промежуточным звеном между книгой и конспектом. Мы с вами можем повлиять на то, как будет представлена информация в конспекте, как она будет выглядеть, приложив немного усилий и воображения. Именно это я называю “разворачиванием представления” о прочитанном. Но как мы можем повлиять на представление информации?

• Во-первых, мы можем записать своими словами или упростить само предложение.

• Во-вторых, мы можем добавить личное местоимение (это и есть персонализированное содержание).

Благодаря такого рода небольшим манипуляциям, мы задаём совершенно новый контекст – персонализированный, личный. Он не просто передаёт содержание, но и активизирует ваш разум. Ведь ничего нет дороже в мире чем наша личная персона, пусть и выраженная в небольшом рисунке.

Но как мы можем повлиять на представление информации?

Внося в рисунок что-то личное, к примеру, изображение ваших знакомых, друзей, то с чем вы непосредственно имели контакт или же собственное изображение, подписанное снизу вашим именем, вы помогаете мозгу проанализировать информацию с позиции личной заинтересованности.

a36

Vladislav
Конечно же не нужно везде ставить личное местоимение и приписывать буковку “Я”. Вам необходимо привлекать такие образы, которые были бы близки вам. Самое идеальное – это добавлять свою информацию.

От себя замечу, что я часто добавляю в конспект собственные комментарии в виде примеров, вопросов и правил. Автор может использовать примеры, которые вам совсем неблизки и непонятны. Заменяя или дополняя их своими, вы непременно проникаете в суть книги, намного лучше. Так вы помогаете автору донести до вас его идеи, мысли и чувства.

СТРОЙТЕ ОБРАЗЫ ПОЭТАПНО

a37

Одна из серьёзнейших проблем, которая возникает у новичков при составлении визуального конспекта — это невозможность зарисовать сложный текст. Часто, это просто отсутствие привычки к активному воображению и эта проблема пропадёт сама собой довольно быстро после приобретения навыка и опыта визуального конспектирования.

Другая же проблема — это отсутствие навыка поэтапного создания образов. Новички делают типичную ошибку, когда пытаются охватить и зарисовать несколько сложных предложений одновременно.

В каждом прочитанном абзаце существует парочка ключевых идей, за которые вы можете зацепится. Очевидно, чем больше объём текста, который вы сразу хотите зарисовать, тем больше усилий вам придется приложить, чтобы представить прочитанную информацию в виде образа. Не стоит захватывать несколько сложных для понимания предложений, а тем более целый абзац, вы просто утомите себя раньше времени.

Лучший вариант строить образы поэтапно, постепенно продвигаясь от одного сложного предложения к другому.

Разбивайте сложный текст на ряд простых предложений, упрощая их.

СОЗДАВАЙТЕ СВОЙ ГРАФИЧЕСКИЙ ЯЗЫК

Графический язык — это образы и символы, которые вы придумываете сами для себя, чтобы облегчить процесс конспектирования. При конспектировании нам часто попадаются одни и те же объекты, люди, эмоции, предметы. Сложно искать для каждого из них новое графическое выражение. Свой графический язык автоматизирует данный процесс, ускоряя ход конспектирования.

Vladislav
Хорошим примером может служить такое понятие как сознание. На начальном этапе я выражал его в метафористической форме в виде глаза. После это понятие эволюционировало и в конечном итоге приняло следующий вид:

a39

Для тех, кто знаком с морфологией мозга, понимает, что именно новая кора, неокортекс, это та самая плёночка в пять миллиметров, которая делает нас людьми. На рисунке изображена голова человека и анатомические подробности.

Такого рода картинки обладают многоуровневым содержанием, которое помогает проанализировать материал с разных точек зрения. На самом деле тема собственного графического языка до конца не разработана. И я позволил себе лишь коснутся её слегка. Дабы показать огромный потенциал визуального мышления с помощью образов. В дальнейшем я попытаюсь углубится в эту тему и рассказать что-нибудь интересного для вас. А пока предлагаю посмотреть на часть моего визуального вокабуляра.

a40

Резюме

Рисуйте просто и быстро

Персонализируйте содержание конспекта

Стройте образы поэтапно

Создавайте свой графический язык