Применяем

Что ж, пришло время поговорить о применении прочитанных и законспектированных вами книг. Ведь не просто так мы читаем. Должен же быть какой-то практический смысл в конспектировании? Можно, конечно, читать просто для развлечения. Но согласитесь, это не тот путь, который нам нужен. Для нас с вами куда важнее получить что-то более осязаемое, нежели удовольствие от чтения и поднятие собственной самооценки.

Поэтому первое, что мы сделаем на данном этапе, освоим ряд небольших инструментов для работы с готовым конспектом:

A) категории,
B) комбинации,
C) сжатие.

Эти инструменты можно считать универсальными вне зависимости от области применения визуального конспекта. Они позволяют подготовить материал конспекта к любой дальнейшей практической реализации.

Но мы не будем ограничиваться данными инструментами. Также мы разберём области применения визуального конспекта на практике. Я попробуем показать, чем может быть полезна технология визуального конспекта в такой деятельности как:

• выступление,
• генерация идей,
• совместное обсуждение.

 
 
ИНСТРУМЕНТЫ

А) Категории (анализ)

q8

Чтобы понять, что я имею ввиду под категориями, давайте сначала разберёмся: какую цель преследует любой автор любой книги?

Первая и главная задача любого автора — донести до нас содержание своих мыслей. Любой автор книги, ориентированной на практику, хочет побудить нас к действиям. Книгам такого плана присущи всевозможные практические приемы, в виде заданий, примеров, вопросов, правил. Они отлично проясняют содержание текста с той или иной стороны. Этот список для разной литературы может быть разный. Нам же с вами, для начала будет достаточно списка ниже:

• правила,
• вопросы,
• примеры.

Данные блоки в тексте мы будем выделять отдельно, с помощью цвета. Зачем же нам нужно выделять эти блоки в конспекте? А всё довольно просто. Нашему мозгу сложно решать несколько задач одновременно. Наш мозг хорошо работает если задач немного, а всего лишь одна. Поэтому чем больше задач вы решаете одновременно, тем хуже и затратнее вы справляетесь с работой.

Конспект без выделения конкретных блоков хоть и выглядит красиво и минималистично, но малофункционален. Сложно сделать процесс работы над таким конспектом целенаправленным.

Вводя в карту типовые обозначения (можно назвать их маркерами), вы переносите процесс составления карты в практическое русло, где каждый маркер — это ваше конкретное действие.

• Правила – Помнить, применить в конкретной ситуации.
• Вопросы – Ответить на каждый.
• Примеры – Представить, найти свой пример.

Удивительно, но этот подход позволяет получить от чтения книги существенно больше. Вы не просто читаете, вы учитесь у автора, так как он это задумывал. Ведь именно для вас он структурировал книгу таким образом, чтобы в ней были правила, вопросы, примеры. С помощью этих элементов вы понимаете смысл книги и двигаетесь в указанном направлении. Так почему же не сделать эти данные более заметными. И использовать их как путевые точки.

К примеру, в конспекте, приведенном ниже, каждый цвет уже имеет своё функциональное назначение:

• правила — синий,
• вопросы – голубой,
• примеры – малиновый.

Это очень удобно. Вы можете фильтровать материал в зависимости от назначения. Когда вам нужно проанализировать примеры, вы сосредотачиваетесь только на них. Когда вы работаете с правилами, ваше внимание приковано только к правилам. Эта позволяет всецело сосредоточится на одной задачи. И даёт мозгу работать в полную силу.

В дальнейшем этот конспект я могу использовать для выступления или для любой другой практической деятельности. Неважно какую задачу я буду решать. Я непременно проанализирую информацию намного глубже.

Раскрашиваем

Как же придать цвет вашему конспекту?

Если вы используете блокнот, то отсканируйте его. После отредактируйте файлы в программе фотошоп, так, как показано в видео.

Теперь распечатайте ваш большой конспект на принтере с помощью программы для распечатки принтов, такой, к примеру, как RonyaSoft Poster Printer.

Изначально данная программа предложит вам распечатать на большим числе листков. Я рекомендую ограничится шестью листами, расположенными вертикально или горизонтально так, как показано на рисунках выше. Вы можете увеличивать количество листочков по горизонтали, но не стоит увеличивать по вертикали. По моему опыту, слишком длинный, «сшитый» распечатанный конспект не умещается на письменном столе, до него сложно дотянутся и неудобно работать.

Далее вам нужно будет склеить каждый лист А4 с помощью скотча. Я, к примеру, склеиваю стык в стык, без наложения. Сначала клею маленькие кусочки на стык четырёх листков и только потом использую длинные полоски для окончательного закрепления с обратной стороны.

Один из примеров распечатанного конспекта на 6 листах

a66

Vladislav
Иногда высота столбцов в конспекте может быть неприлично большой. В этом случае я рекомендую делать для каждой такой главы несколько столбиков. Так конспект займет намного меньше места при печати.

Вот пример такого типа.

 
 

В) Комбинирование (синтез)

Данный инструмент является довольно сложным для новичков, но энтузиастам он должен понравится.

Его суть состоит в совмещении разных блоков информации в надежде найти и сгенерировать новые идеи. Второе значение данного инструмента – прояснить связи между различными участками текста так, чтобы добиться целостного восприятие от книги.

Для этапа комбинирования я использую обычно два одинаковых предмета. В случае с этим конкретным конспектом мне пригодились две обычные батарейки.

a67

Это позволило мне не отвлекаться на соседние блоки при сравнении. Моё внимание было полностью приковано к рабочей области (столбику).

Проще всего объяснить этот инструмент, используя картинку ниже.

a68

Перед собой вы видите две различные главы в конспекте (глава 7 и 12). Это лишь графическое представление. На самом деле вы ничего не будете строить и выделять, это лишь модель для объяснения. Всё это прокручивается только у вас в голове.

В блоке “А” есть три основные идеи.
В блоке “В” семь основных идей.
Эти идеи представлены в виде картинок с текстом.
Нам нужно найти связь между каждой картинкой из блока “А” с блоком “В”.

Мы перебираем варианты и ищем сходство в содержания одного блока с другим.

Суммарно у нас 10 блоков

В одном блоке у нас три основных идеи. Во втором семь. Простое умножение даёт нам 21 комбинацию.

В книге которую мы разбираем 14 глав. В каждой, в среднем, пусть будут 7 блоков. 14х7 = 98 блоков.

Вы вероятно уже предположили, что перебирать все комбинации дело ну оооооооочень долгое. Всё верно, но только в том случае, если вы используете текст.

Но к счастью в конспекте содержание книги трансформируется в образы. А как мы узнали ранее, скорость восприятия и обработки визуальной информации в 60 000 раз быстрее восприятия текста. Наш мозг охотно сравнивает картинки. Поэтому на одно сравнение у вас уйдут секунды. Это на самом деле просто молниеносная скорость.

Как видите, эта задача становится не такой уж и сложной, если вы используете образы. Да она по-прежнему требует времени. Возможно час или больше. Но она решаема, простым перебором. (не всегда нужно перебирать все комбинации, можно только те, которые вас интересуют).

Зачем же нам перебирать все эти комбинаций и сравнивать между собой одни мысли с другими? Зачем нам задаваться вопросом – «Как эта конкретная мысль связана с другой. В чём их сходство»?

Перебирая всевозможные комбинации, вы можете наткнуться на совершенно оригинальную связь. Возможно, вопрос: «Как же связана правая картинка с текстом с левой картинкой?» запустит процесс рождения новой гениальной идеи, благодаря которой вы пересмотрите очень многое в мыслях автора.

Vladislav
 
А часто так и бывает. Главное не сама идея, а то что мы можем увидеть за ней. То как она связана с другими сферами жизни.
 
 

Важно понимать, что большинство идей – это не куча новых идей – это связи между блоками. Большинство из этих связей проясняют уже известное. То, что и так вам понятно. Но будут совершенно неочевидные связи. Эти связи вам непременно нужно зафиксировать письменно. Вот, к примеру, часть моих записей в блокноте, которые я получил после этапа комбинирования.

Для вас это просто текс для меня – мысли о которых в книге не упоминается или они не сильно выражены.

a69

Vladislav
Важно помнить, что не все книги нуждаются в дополнительной обработке. Какие-то книги вообще нет смысла конспектировать. Те что конспектировать стоит, не всегда нуждаются в этапе комбинирования. Комбинирование можно рассматривать как приём серьёзного размышления. Он поможет вам там, где нужна высокая концентрация над важными мыслями и идеями, а также неспешное их обдумывание.

Но помните без образов комбинировать информацию довольно тяжело. Можно – но тяжело. Чтобы этап комбинирования прошел гладко вам нужно: своевременно повторять и добавлять к тесту образы.

 
Не только ради новых идей

Перебираем мы картинки с текстом не только для поиска новой идеи. У нас с вами есть ещё одна благородная цель: мы «подогреваем связи» (аналогия с нейронными трекам), идеи, которые представлены в книге.

Мы не просто повторяем, чтобы помнить. Перебирая с помощью воображения различные комбинации, в поисках сходства одной картинки с другой, мы таким образом строим мощную ассоциативную решётку из огромного количества комбинаций.

a70

Vladislav
Именно благодаря такого рода работе, мы усваиваем знания, которые представлены в книге в системном виде. Это позволяет держать в голове каждую часть во взаимосвязи с другими частями, не отрывая их друг от друга, достигая целостного представления о книге.

Замечу, что конспект обязательно должен быть представлен на одном листе. Так вы сможете существенно ускорить процесс установления связей.. По-видимому, когда в мозг попадает одна видимая область пространства, то он её принимает за один объект. В нашем случае куча карт и одна карта это не одно и тоже. И мозг анализирует содержание каждого из объектов по-разному.

Одна большая карта позволяет сосредоточиться на задаче лучше. Тогда как если у нас несколько листков, мозгу необходимо произвести работу по нахождению взаимосвязи как внутри каждой карты, так и найти взаимосвязи между отдельными картами. А это куда сложнее. Поэтому одна карта обладает явными преимуществами на этапе комбинирования.

 
 
С) Сжатие

Еще одним важным инструментом является “Сжатие”. Наше сознание устроено таким образом, что не может оперировать большими объемами разрозненной информации. Как я уже говорил, ее необходимо объединять, используя принципы группировки.

Визуальные конспекты до этого времени представляли из себя рукописные заметки, располагающиеся на нескольких листах или одном большом. Теперь пришло время сократить их объём до одного небольшого листа. Эту процедуру я назвал «Сжатие». Сжатие информации — это процесс, при котором вы используете только исключительно важные места из вашего конспекта, так чтобы его можно было вспомнить целиком. Этим этапом вы можете завершить конспектирование книги, переведя ваши новые знания в долговременную память и использовать всякий раз, когда вам они понадобятся, не привлекая какие-либо вспомогательные средства.

Теперь давайте перейдем к вопросу — как это сделать?

Делается это просто. Вы по второму кругу «фильтруете» информацию, оставляя самое важное, записывая очень кратко, буквально пару слов. В общем, как можно меньше. На этом этапе вы можете использовать любую графическую структуру. Неважно выберите ли вы список, или структуру интеллект карт, или метафорическую модель. В этом определённо нет никакой проблемы. То, что удобно тем и пользуйтесь. Главное упростить конспект и оставить самое главное.

После этого вам настоятельно рекомендую рассказать о содержании сжатого конспекта кому-нибудь ещё кроме вас. Лучше если это будет человек :)

Вот, к примеру, что получилось у меня с конспектом книги от нуля к единице в виде иерархической структуры

А вот тот же конспект до этапа сжатия


 

 
 
 
ЗАДАЧИ

Что ж, мы с вами освоили ряд небольших инструментов для работы с готовым конспектом:

A) категории,
B) комбинации,
C) сжатие.

Эти универсальные инструменты помогут подготовить материал вашего конспекта к любой дальнейшей практической реализации. Теперь я расскажу немного о практической составляющей.

Выступление

Тема выступления, пожалуй, самая часто встречающаяся. Каждому из нас приходилось выступать перед той или иной аудиторией. Каждый понимает, как важно подготовиться к хорошему выступлению.

К примеру, разберём типовую ситуацию. Вам нужно подготовится к выступлению. Вы уже имеете визуальный конспект по выбранной теме. Ваше выступление ограничено 20 минутами. Поэтому необходимо выбрать из него только самую важную информацию.

Сначала вы можете распечатать конспект. После пробежатся по примерам, правилам, вопросам. Из группы «примеры» выбираете парочку ярких и отсекаете сложные и непонятные. Таким же образом поступаете и с остальными группами. Так как они выделены разным цветом, вам не составит большого труда быстро просмотреть карту и проанализировать содержание примеров. Потом вы выбираете только те, что являются самыми яркими и лаконичными. Именно они привлекут больше внимания аудитории. После нам остается выделить их.

a73

Теперь вы можете спокойно выступать перед вашими слушателями. При необходимости вы всегда сможете расширить ваше выступление, оперативно отреагировав на вопросы из зала, «достав» из конспекта еще несколько примеров для пояснения темы. Картинки помогут вгновенно вспомнить содержания и моментально найти то, что вам нужно. Как видите довольно просто.

Генерация идей

q10

Отдельно хотел бы сказать про генерацию идей. Но начать следует с очень простой мысли. А именно – «на пустом поле ничего стоящего никогда не вырастет». Наивно полагать, что можно что-то выжать из «пустой головы». Порой кажется, что мозговой штурм и техники генерации идей могут одарить вас оригинальными мыслями, кои недоступны другим и поднять вас, без лишних усилий, до недосягаемых высот. Что ж, эти мысли для многих, по-видимому, так и останутся мечтами. Для тех же кто реально хочет находить оригинальные идеи, есть только один вариант – загружать мозг новой информацией по максимуму. А параллельно вести блокнот, в который будут периодически «оседать» появившиеся мысли в виде картинок.

Просто больше читайте, конспектируйте, тогда новые и оригинальные идеи придут сами собой. Они станут продуктом вашей работы над книгой. Главное запишите и собирайте их в кучу. Просто? Да, просто! Поэтому бросьте выжимать из пустого пространства между ушами “гениальные идеи” начните конспектировать книгу. Не успеете заметить, как новые идеи наполнят ваш разум.

Vladislav
К примеру, прямо сейчас я пишу эти строки на основе мыслей, которые постепенно заполнили меня. Именно так я и написал этот курс. Сначала я конспектировал книги. Какие-то были сложными, какие-то простыми. Параллельно я выносил ценный опыт и записывал его в блокнот. Записи в блокноте были разбросаны хаотично. Разные темы, разные мысли. Чтобы как-то сгруппировать эту кучу, я задавал категорию каждой идее, вроде “виз-конспект”, “основа”, “чтение”, “применение”. И записывал их большим красным маркером. После я объединял сходные категории и отсеивал одинаковые или малозначимые. В самом конце детально прорабатывал каждую тему.

 

 
“Отсев”

Ещё один способ применения визуального конспекта – это поиск в книге конкретного материала, который подходит под ваш проект. К примеру, у меня есть конспект книги Мышляева В. “iМаркетинг. Работаем по системе”. Но в этой книге не все приёмы и фишки подходят конкретно мне с моим проектом. Поэтому мне нужно оставить только то, что будет работать. Для этого удобно использовать распечатанный конспект, плюс флипчарт и чистыми листами. На них я и записываю ту часть книги, которая мне нужна в данный момент времени. Так как книга представлена в виде визуального конспекта, работа по анализу подходящих блоков ускоряется.

otsev

Важно что вы можете использовать ранее составленные вами конспекты, чтобы проанализировать тему шире. К примеру, когда я отсеивал ненужные блоки, я заглядывал в свой ранее составленный конспект книги «Продающие тексты». Он мне помогал подойти к теме более подготовленным.

Vladislav
Важно помнить ещё вот что – вы должны использовать инструменты (категории, комбинация, сжатие) исходя из задачи. Если задача решается без этих инструментов, как в данном конкретном случае с книгой iмаркетинг, то их применение нецелесообразно. Ненужно создавать дополнительных сложностей самому себе.

У меня не было нужды комбинировать, разбивать по категориям и сжимать материал этой книги. Мне нужно было всего лишь отобрать то, что подходит конкретно мне в данный момент времени. Выписать эти идеи на флипчарт, сконцентрировавшись на них. И этого достаточно.
 

 
Обсуждение

q12

Одним из самых замечательных применений визуального конспекта, несомненно, является совместная работа над ним. Совместное время провождение над материалом прочитанной книги, отличная привычка, которая развивает массу интеллектуальных навыков. Это удивительное и непередаваемое ощущение, когда два мозга работают в унисон.

Для того чтобы увидеть насколько это здорово, попробую показать всё это на своём примере. И для этой благородной цели возьмём отличную книгу Роберта Чалдини «Психология влияния». Книга выдержала множество переизданий и является прекрасным примером добротной научно-популярной литературы. Она хорошо подойдёт для демонстрации коллективного использования визуального конспекта.
В роли моего партнёра выступит моя супруга Лиля. Она как раз дочитывает и дорисовывает визуальный конспект по данной книге. Поэтому у нас есть прекрасная возможность проверить эффективность визуального конспекта для коллективной работы. Кстати, я специально подсунул ей эту книгу, дабы провести этот эксперимент.

На чтение книги у каждого из нас ушла примерно неделя. Примеры моего и её конспекта вы можете найти в разделе «Конспекты от пользователей» и «Конспекты от автора курса». Как вы можете заметить, конспекты у нас совершенно разные. Прочитать и понять смысл написанного в чужой карте совершенно невозможно. Но как я уже говорил ранее, это нам и не нужно. Ведь рисуем мы только для себя.
Первое что пришло нам на ум – это рассказать друг другу о содержании книги, используя свой визуальный конспект. Это необычайно легко, ведь благодаря образам, мысли сами формируют последовательные и логичные цепочки. Таким образом, выразить их становится проще простого.
Мы договорились, что попеременно будем рассказывать каждую главы из книги. А также параллельно будем вмешиваться в повествование, задавая вопросы и внося уточнения.

Первая трудность, с которой мы столкнулись – белые пятна (непонятные места в карте). Как и у меня, так и у Лили данных мест набралось несколько. Оставлять их не прояснёнными — себе дороже. Я убеждён, что конспект должен быть на все сто процентов понятен её создателю, если он хочет добиться максимума эффекта от прочтения книги. Поэтому не мешкая, мы принялись за разъяснение. Если я был бы один, то обязательно полез в книгу. Но к счастью у меня есть помощник в виде моей супруги. Именно поэтому моя задача упростилась в десять раз. Всё что мне нужно, спросить – «я немного не до понял этот фрагмент». На что мне последовал лаконичный и предельно простой ответ. Невероятно, но это дело пары секунд. Каких-то пары секунд достаточно чтобы часть моей мозаики сложилась и приобрела завершенность, точно пазл.

Это просто поразительно, насколько быстро другой человек может прояснить непонятное место в твоей карте. Та информация, которую ты смутно помнишь, кристально чисто понимает твой собеседник.

Всё что мне оставалось в этот момент, это сразу же без промедления добавить недостающее, но такое знакомое звено в свой конспект. Что собственно я и делал подвернувшейся цветной ручкой.

Белые пятна встречались ещё несколько раз у каждого из нас. Будут они и у вас, не сомневайтесь.

Очень интересным делом было добавлять свои примеры. Не для кого не секрет, что примеры, приведённые автором книги, могут не до конца прояснять содержание книги. Ведь мы могли в жизни не сталкиваться с приведенными автором примером или ситуацией, которую он описывает. Автор, разумеется, пытается сделать так, чтобы примеры были понятны большинству. Но когда автор живёт в другой стране или времени, ведь хорошим книгам может быть с десяток лет, то дополнить конспект альтернативным примером, мне кажется, более разумным. Да и собственный пример всё же роднее. Поэтому долго не думая, мы вспоминали похожие ситуации из жизни, параллельно добавляя эти примеры в каждый из своих конспектов.

Также мы поступили с правилами. Так как я знаком с психологией и психотерапией, мне не составило труда сформировать свои индивидуальные правила, которые имели более направленное действие, нежели описывал автор. Автор пишет для широкой аудитории и не конкретно для меня. Но никто не мешает изменить содержание книги под самого себя и под ту аудиторию, которой ты будешь рассказывать содержание книги. Ведь это очень разумно трансформировать полученные знания к реальной ситуации.

Несомненно, один из самых значительных плюсов совместного обсуждения конспектов является то, как необычно легко освежить в памяти содержание книги. Я заметил, что рассказывать другому человеку намного охотнее и интереснее, нежели самому себе. Мы так устроены, что нам хочется поделится с другими новой информацией, именно с другим, а не с собой. Видимо, в дело вмешиваются социальные инстинкты одобрения и помощи. И это восхитительно, как простые картинки и слова объединяют нас.

Подходя к завершению общего обсуждения, в голове всё чаще мелькала мысль об уменьшении карты. При изложении материала мы определили наиболее ценное содержание и отодвинули на задний план массу информации, таким образом мы упростили карты, доведя их до конечного результата. Именно совместное обсуждение дало ключ к общему виденью главных опорных конструкций книги и мыслей автора. Я думаю, что очень важно найти общую схему при обсуждении. Но вы не просто приходите к чему-то общему. На протяжении общения вы меняете представление друг друга о прочитанной книге.

Одухотворённый этим опытом, я полон решимости проверить свою гипотезу о групповом обсуждении конспекта по выбранной книге. Мне кажется, это занятие может серьёзно прояснить смысл того, о чём говорится в книге, придать ей кристальное содержание и удобный для мысленных манипуляций вид. Часто совместное обсуждение дает качественный толчок. Ведь многое в наших намереньях, мыслях и поведении зависит от группы, в которой мы состоим, пусть и временно. Наш социальный мозг намного больше управляет нами, чем мы привыкли думать. Он напрямую влияет на наш разум.

Замечу вот ещё что. Используя визуальный конспект в совместной деятельности, вам непременно будет, о чем поговорить уютным вечерком.

Резюме

Задавайте функциональное назначение каждому цвету

Повторяйте материал и используйте образы прежде, чем использовать “Комбинирование”

Сокращайте конспект в объёме до самых главных мыслей

При выступлении выделите главное в конспекте и держите его при себе

Не извлекайте гениальные мысли из пустого пространства между ушами, займитесь конспектированием

При совместном обсуждении выявляйте белые пятна непонимания своего собеседника

СЮДА   ТУДА