Пример виз-конспекта

ПОШАГОВОЕ СОЗДАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО КОНСПЕКТА

Vladislav
Чтобы полнее показать весь процесс создания визуального конспекта, я взял отличную книгу знаменитого английского нейробиолога и нейропсихолога Кри?са Фри?та “Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир”.

a74

Думаю, это отличная идея, законспектировать книгу, хорошо зарекомендовавшую себя. Именно ради таких книг я и создал этот курс. Эту книгу хочется не просто читать, но непременно использовать те знания, которые скрыты в ней.

Что ж, давайте приступим и посмотрим пошагово, что представляет из себя процесс визуального конспектирования. Но для начала повторим основные моменты, которые мы прошли

 

Причины

Информация в виде визуального конспекта запоминается намного лучше

Через образы можно передать то, что сложно передать с помощью текста

То, как мы фиксируем свои мысли при чтении, зависит наше дальнейшее понимание

Анализ информации происходит на совершенно новом уровне

Скорость восприятия образов в 60000 раз быстрее восприятия текстовой информации

 

Почему визуальный конспект

Эффективность решения задач напрямую связно с количеством задействованных нейронов из разных областей мозга

Слова и образы – два параллельных процесса одной системы

Помните о колоссальных возможностях визуальной памяти

Разворачивайте воображение в поиске связей между имеющимся опытом и новой информацией

Используйте принципы группировки, чтобы направить ход собственных мыслей

 

Как читать

Определите усилия, пусть они будут соразмерными вашим возможностям

Найдите достойную книгу используя опыт других людей

Читайте обзорно, так, чтобы получить общее представление о прочитанном, наметьте себе путь

Не допускайте белых пятен. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего

Мозг не обладает бесконечными ресурсами, распределяйте их правильно

Вам нужно постоянство и план, а не напор

Приучитесь читать с блокнотом

 

Структура конспекта

Используйте два цвета: один для глав и подглав, другой для основного текста

Старайтесь не использовать больше четырёх слов в столбике

Переносите заголовки в неизменном виде

Пишите разборчиво, вам предстоит это читать

Не создавайте избыточных текстов, они вам не помогут

Упрощайте предложение, пишите своими словами, так, как вы это понимаете

Записывайте кратко даже ту информацию, которую хорошо понимаете

 

Визуальные образы

Рисуйте просто и быстро

Персонализируйте содержание конспекта

Стройте образы поэтапно

Создавайте свой графический язык

 

Практика

Помните, любая эмоция – вещь составная

Рисуя предмет, используйте, преимущественно, его главные признаки

Пробуйте поставить себя на место персонажа, используя эмоции и позу

Расширяйте круг активных образов, не довольствуйтесь достигнутым

 

Повторение

У вас нет времени на промедление, если вы оттягиваете повторение, вы обязательно забудете

Тестируйте визуальный конспект на предмет «белых пятен», пусть ваши знания будут системными, а не фрагментарными

Делайте копии вашего визуального конспекта, пусть он будет всегда под рукой (в телефоне, планшете)

 

Применение

Задавайте функциональное назначение каждому цвету

Повторяйте материал и используйте образы прежде, чем использовать “Комбинирование”

Сокращайте конспект в объёме до самых главных мыслей

При выступлении выделите главное в конспекте и держите его при себе

Не извлекайте гениальные мысли из пустого пространства между ушами, займитесь конспектированием

При обсуждении выявляйте белые пятна непонимания своего собеседника

 

Отлично! Теперь примемся за работу. Всё что нам нужно — это книга, блокнот и ручка. Вот мой блокнот формата А4 со стилизованной обложкой в виде рисунков Леонардо да Винчи.

a75

Первое, что нам нужно сделать – разметить блокнот простым карандашом пополам. Достаточно небольшой, тонкой, еле заметной линией. Делаю это я для того, чтобы текст в строчке не был очень длинным, так, чтобы его восприятие было быстрым и лёгким.

a76

Теперь возьмём две гелиевые ручки разного цвета. Одну для выделения глав, другую для основного текста. Начнем мы с названия главы. Запишем его крупно, используя, к примеру, красную ручку.

a77
(В данном примере я не использовал выделение глав другим цветом, но сделал это после на этапе редактирования)

a78

Обязательно добавим номер главы, это позволяет сэкономить кучу сил и времени на этапе редактирования. Именно на этапе редактирования новички могут запутаться.

Запишем название главы полностью в неизменном виде, частично сокращая слова. Автор всегда вкладывает смысл в заголовок, поэтому будем внимательны к ним. На этапе комбинирования, названия глав и подглав отлично проясняют содержание той или иной главы.

Текст непременно стоит писать понятно, иначе он создаст сложности там, где их недолжно быть, к примеру, на этапе повторения. Если текст пишите быстро и неряшливо у вас явно будут проблемы с распознаванием. Там, где для повторения нужно пару секунд вам потребуется полминуты. А это серьёзно увеличит время на повторение.

a79

Текст не должен быть слишком большим. У вас нет задачи копировать подчистую. Большая часть текста в популярной литературе — это пояснение к пояснению. Поэтому до 90% информации может быть лишней. Важно записывать конспект своими словами сокращая его объём. Эта стратегия более продуктивна. Ведь таким образом вы перерабатываете материал, а значит запоминаете лучше.
Если я читаю и хорошо понимаю прочитанное, то я всё же кратко записываю текст своими словами. Это позволяет создать целостное представление о книге, не упуская детали.

Образы – одна из важнейших составляющих визуального конспекта. Рисовать их нужно быстро и просто. Как только образы возникли в моём воображении, я сразу же, не задумываясь об эстетике, переношу их на бумагу.

a80

Наиболее ценными я считаю те образы, которые связаны непосредственно со мной. Это могут быть моя фигура, собственные мысли и комментарии, выраженные тем или иным образом. Так я вношу в конспект нотку индивидуальности. Такие дополнения благоприятно сказываются на содержании конспекта. Он становится не просто кратким содержанием книги. Но и живым полотном мыслей – диалогом между мной и автором книги.

a82

В содержании книги могут периодически появляться одни и те же понятия, концепции, модели, объекты в разном контексте. Для таких целей я использую свой собственный язык. Это ряд заготовленных образов для быстрой и схематичной записи. Они сильно упрощают конспектирование, так как позволяют быстро построить уже известную схему и сконцентрироваться на более сложных местах в книге.

a83

Когда глава закончена, приходит время освежить в памяти её содержание. Я стараюсь не медлить с повторением, иначе просто потеряю всё накопленное. Повторение занимает несколько минут. Но эффект просто огромен. Для описания этого процесса идеально подходит фраза “куй железо пока горячо”.

Но повторение не проходит просто так. Вам обязательно нужно найти и выявить непонятные места в тексте – «белые пятна» непонимания. Они непременно появятся у вас, так устроен наш мозг. Он обязательно что-нибудь забудет.

Если я нахожу не прояснённый фрагмент в конспекте, то непременно ставлю возле него знак вопроса. После я обязательно проясняю его, и как можно скорее.

a84

После того как вы повторили ваш конспект, вам нужно его сохранить и отредактировать.

Первый вариант – вы просто сканируете или фотографируете конспект на телефон.

Второй вариант – вы используете программу фотошоп для более глубокого редактирования.

Это происходит так. Сначала вы сканируете, после забрасываете файлы в фотошоп и объединяете их в большой конспект. Далее вы разукрашиваете и задаете функциональное назначение тому или иному блоку.

На первом видео показано как сделать большой конспект (я вам уже показывал это видео ранее).

Из второго видео вы узнаете, как раскрасить и задать функциональное значение каждому блоку.

Вот, что у меня получается после того, как я задал функциональное назначение. Вы видите, что каждый цвет отвечает за конкретную категорию:

• красным обозначены правила,
• фиолетовым — вопросы,
• синим — примеры,
• зелёным – эксперименты (новый маркер).

Это отличное решение, которое позволяет анализировать информацию на разном функциональном уровне. Эта процедура приближает ваш конспект к практической реализации. В дальнейшем эту карту я могу использовать для выступления, или обсуждения, и много чего ещё другого. Я уже как бы подготовил её для любой другой практической деятельности. Это на самом деле очень здорово.

В конечном итоге у вас на руках будет большой конспект вашей книги. Его непременно нужно сохранить, а также сделать копии. Я, к примеру, создаю две копии. Одна пережатая и меньшего размера для телефона и планшета в формате JPG. Её объём сравнительно не большой и не занимает много ресурсов телефона. В этом деле может помочь бесплатный ресурс Jpegmini. Со второй же копией поступаем наоборот, сохраняем её в максимальном качестве для печати.

Теперь мне остаётся забросить всё это великолепие в планшет или телефон. И при необходимости освежить в памяти содержание прочитанной книги используя интервальное повторение. Где-нибудь в метро или, когда мне нужно будет ждать кого-то, обязательно достану свой конспект и освежу в памяти свои знания.

a86

Но на этом работа с конспектом не заканчивается, и я перехожу к этапу совмещения. Для этого мне нужно распечатать мой большой конспект используя, к примеру, программу RonyaSoft Poster Printer.

Распечатать следует так, чтобы он легко умещался на письменном столе, задавая те или иные параметры программы, по высоте и ширине.

Этап комбинирования отлично подходит для поиска новых идей и создания более прочных связей между разными блоками конспекта. Эта процедура занимает у меня порядка часа или двух. Лучше всего это делать в первую неделю, пока знания свежи и отчётливы. Иначе находить связи будет куда сложнее.

Что ж, я попробовал показать вам на своём примере и на реальном конспекте процесс конспектирования книги. Надеюсь, этот пример послужит вам хорошей основой в вашей работе с книгой и создаст целостное впечатление о технологии визуального конспектирования.

Задание

Теперь у меня к вам небольшое задание. Мы с вами потренировались в создании отдельных образов, а сейчас попробуем законспектировать что-то более содержательное.
Предлагаю вам законспектировать главу №13, из книги Роберта Чалдини “Психология убеждения” (вы также можете выбрать любую другую главу которая вам понравится.).

Ознакомительный фрагмент 13 главы вы можете посмотреть здесь.

После того как вы закончите конспектирование этой небольшой главы, состоящей из двух страниц, обязательно пришлите вашу работу на адрес: 4mindru@gmail.com. Мне будет очень интересно иметь у себя конспект моих пользователей.

А вот что получилось у меня самого.

a87

? СЮДА   ТУДА ?