Структура конспекта

ИНСТРУМЕНТЫ

Ну вот, мы наконец перешли непосредственно к теме создания визуального конспекта. И начнём мы с выбора инструментов. Так как в визуальном конспектировании преимущество отдано рукописному тексту, то вам понадобятся такие инструменты как ручка и блокнот. Также вы можете использовать цифровые гаджеты вроде перьевого дисплея от wacom, bosto или планшет вроде ipad. Более подробно о них я раскажу в конце курса. Ну, а пока сосредоточимся, используя самые простые инструменты.

Мой нелинованный блокнот формата А4, куда я заношу некоторые свои конспекты.

a22


Блокнот

Вы можете выбрать любой подходящий вам блокнот. Он может быть маленьким, такой который уместится в карман, или большой, который займёт большую часть стола.

Если говорить о переплёте, то, на мой взгляд, наиболее удобным для записей является блокнот на металлической пружине или переплетённый с помощью ниток. Блокнот на металлической пружине хорош тем, что на нём очень удобно писать, так как поверхность по всему периметру листа строго ровная. Этого нельзя сказать о блокнотах на скрепке или недорогих переплетённых блокнотах.

Но у блокнотов на пружине есть небольшой недостаток. При сканировании пружина приподнимает на несколько миллиметров лист с записями, поэтому они становятся размытыми и тёмными. Этого можно избежать, если распотрошить блокнот или же поступить более гуманно – при написании конспекта отступить от края с пружиной на пару сантиметров.

Те, кто любят писать на отдельных листах бумаги, могут использовать флипчарт. Это очень удобно для последующего сканирования.

Ручка

С выбором ручки дело обстоит намного проще. Вы выбираете ту, которая вам нравится. Я, к примеру, использую гелиевую чёрную ручку с жалом 0.5 мм. Она достаточно тонкая, чтобы писать мелким шрифтом. Но самое главное, она очень контрастная. Это важно, потому что нам потребуется редактировать свои записи в программе фотошоп. Но об этом чуть позже.

СТРУКТУРА

Вы, вероятно, уже заметили, что мои конспекты имеют как иерархическую структуру, так и структуру вертикального списка. Изначально я вёл записи в форме карты с иерархической структурой. Но позже переосмыслил ведение конспектов и перешёл на другой тип, а именно на “Визуальный список”.

Vladislav
Главная причина моего перехода связана с чрезмерно большим объёмом записей, которые получаются, если рисовать в виде карт. А также невозможность объединения их в новую большую карту. Хоть это и можно сделать, но выглядит с технической точки зрения как бессмысленным, так и трудоёмким.

Невозможность представить данные на одном листе, осложняет процесс анализа информации. Визуальный список же предлагает более компактные записи и один лист, на котором расположен весь конспект.

По отзывам моих пользователей стало понятно, что многим сложно рисовать иерархическую структуру. Первая проблема, с которой сталкивается новичок в создании визуального конспекта – это вопрос: какую же структуру записей выбрать? На самом деле существует множество разновидностей ведения записей. Но по своему опыту скажу, что оптимальным для новичков будет визуальный список. Он понятен любому человеку. И у него есть серьёзные преимущества.

Пример визуального списка

Пример иерархической структуры

Удобнее ли визуальный список? Да несомненно, работать с книгой так эффективнее. Не нужно думать, как расположить ветви и картинки на листе бумаги. А это часто тот фактор, который останавливает многих. Им кажется, что хаос, который творится в иерархической структуре с большим содержанием текста, их только запутывает.

Поэтому мой вам совет – начните именно с визуального списка. Им легче управлять, дополнять, распечатывать.

Vladislav
Я стараюсь использовать разные структуры. Думаю, что я и дальше буду экспериментировать с различными типами ведения записей.

Но сегодня, чтобы сохранить знания и разобраться в книге, я использую визуальный список. Он на деле подтвердил свою эффективность.

 
 
 
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТА

• Используйте два цвета: один для глав и подглав, другой для основного текста
q3

Вы, конечно, можете использовать сколько угодно цветов. Но помните вот о чем, чем ярче выражено различие между единицами информации (принцип контраста), тем легче вам концентрироваться. Когда у вас два цвета и каждый цвет несёт функциональное назначение, то это просто на просто удобно и не отвлекает.

• Старайтесь не использовать больше четырёх слов в столбике

q4

К примеру, на листе формата А4 можно уместить два столбика теста с образами. Это существенно облегчает первичное распознавание текста. Длинный текст распознаётся значительно хуже.

• Переносите заголовки в неизменном виде
q5

Начиная читать книгу, вы ещё не знаете, о чем будет говорится в ней. Названия глав помогают составить примерное представление о содержании книги. Переписывая заголовок так, как он представлен в книге, вы создаёте хорошую навигацию, на тот случай если потребуется вспомнить или разобраться в сложном тексте. Это сэкономите кучу времени и сил. Да и автор часто вкладывает в заголовок смыслообразующую функцию, которая направляет поток ваших мыслей в правильное русло.

• Пишите разборчиво, вам предстоит это читать
q6

Разборчиво написанный конспект сыграет ключевую роль на этапе повторения. Трата времени на разбор закорючек просто на просто изматывает. Там, где вы должны потратить секунд 5 на просмотр и повторение, вы потратите минуту. А теперь представьте сколько у вас уйдет времени на повторение и просмотр всей законспектированной книги. Захочется ли вам тратить время на разбор непонятных каракуль? Поэтому старайтесь писать разборчиво, чтобы повторное чтение не вызывало трудностей там, где их можно избежать.

• Не создавайте избыточных текстов, они вам не помогут

q7

Согласно исследованиям, большая часть текста в книге — это пояснение к пояснению. Фактически полезной информации в книге может быть всего 10%.

Текст книги может содержать массу лишних оборотов и словосочетаний, которые не имеют смыслообразующего значения. Записывать полностью такой текст без обдумывания было бы ошибкой.

У нас всегда будет соблазн писать длинными предложениями. Но механическое переписывание текста ничего не дает. Если вы не разобрались в материале до процесса конспектирования, у вас не будет шанса ее вспомнить. Поэтому сначала проясните текст, не стремитесь писать целиком предложение, каким бы важным, на ваш взгляд, оно не было.

• Упрощайте предложение, пишите своими словами, так, как вы это понимаете
a30

Собственные слова и выражения воспринимаются яснее, т.к. над ними была произведена внутренняя интеллектуальная работа. Усилия, потраченные на эту работу, активизируют память. Вы будете помнить собственные слова куда лучше, ведь в них есть ваше личное отношение и эмоциональная окраска.

Новичкам кажется, что им нужно записывать много, чтобы запомнить лучше. Их конспекты подробны и детализированы. Много слов и мало образов — это только прибавляет проблем при последующем изучении и повторении материала. Убеждение, что с помощью предложений можно сказать больше, чем одним рисунком, заставляет их перестраховывается. Главный враг в таких конспектах — отсутствие понимания, что необходимо включать активное воображение, визуализировать материал книги. Именно активное воображение спасает от чрезмерной детализации и приносит целенаправленную ясность в конспектирование.

• Записывайте своими словами даже ту информацию, которую хорошо понимаете

a31

Часто бывает такая ситуация, когда вы читаете и хорошо понимаете всё прочитанное с первого раза, и вы думаете, что в случае необходимости, вы обязательно это вспомните. В такие моменты хочется читать дальше, забыв про конспектирование. Но даже если вы отлично поняли и, как вам кажется, запомнили, о чем идет речь, добавьте кратко эту информацию в конспект. Она необходима потому, что вы обязательно забудете о прочитанном и у вас не будет возможности вспомнить, если вы только заново не возьмёте в руки книгу. Конспектируя, вы создаёте структуру книги. Если в этой структуре нет какой-либо части (одного кирпичика), то анализ становится неполным, и конспект теряет целостность. Поэтому записывайте кратко даже те вещи, которые хорошо понимаете в совокупности, они приведут к целостному восприятию и ощущению завершенности.

Резюме

Используйте два цвета: один для глав и подглав, другой для основного текста

Старайтесь не использовать больше четырёх слов в столбике

Переносите заголовки в неизменном виде

Пишите разборчиво, вам предстоит это читать

Не создавайте избыточных текстов, они вам не помогут

Упрощайте предложение, пишите своими словами, так, как вы это понимаете

Записывайте кратко даже ту информацию, которую хорошо понимаете

СЮДА   ТУДА