Сохраняем информацию

ИНТЕРВАЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ

John Locke
 
“Память – это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом”.

Джон Локк

 

Повторение — это ключевой этап конспектирования. Он важен, прежде всего, потому, что без него ваши знания утекут в небытие, словно песок сквозь пальцы.

В 1885 году психологом Германом Эббингаузом была получена кривая забывания, которая показывает, как стремительно уходит информация из нашей памяти. Уже через час у нас остаётся 45% информации от той, что мы освоили и этот процент становится всё меньше и меньше.

КРИВАЯ ЗАБЫВАНИЯ
a55

Наиболее резкое забывание наблюдается в первые минуты, затем процесс забывания замедляется. Через 30 дней память выходит на стабильную фазу, когда дальнейшего забывания не происходит. В своих опытах Эббингауз использовал наборы бессмысленных трехбуквенных слов, которые заучивал наизусть. Заучивание несколько отличается от простого восприятия, то есть кривая забывания для единожды услышанной фразы или увиденного образа будет несколько иная.

КРИВАЯ ЗАБЫВАНИЯ ПРИ ПОВТОРЕНИЯХ

a56

Важно отметить, что повторение не обязательно должно сводиться к еще одному предъявлению заучиваемого образа. Воспоминание, достаточно точно воспроизводящее запомненное событие, так же является повторением. То есть чем чаще мы вспоминаем о чем-либо, тем прочнее оно «врезается» в нашу память. Поэтому у вас нет времени на промедление, если вы оттягиваете повторение, вы обязательно забудете и чем дальше, тем меньше останется информации в памяти. Цените собственные усилия, не будьте расточительны.
Важно помнить, чтобы удержать в памяти важную информацию, её периодически необходимо повторять. Вы можете использовать следующую последовательность:

1. сразу после составления визуального конспекта в течении часа,
2. на следующий день,
3. через неделю,
4. через две недели
5. через месяц,
6. через пару месяцев.

a57

Такое повторение называется интервальным. Интервальные повторения (англ. spaced repetition) — техника удержания в памяти, заключающаяся в повторении запомненного учебного материала по определённым, постоянно возрастающим интервалам

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

author
Повторяю визуальный конспект примерно мин через 30-40, сразу же как закончу читать главу из книги. Это очень помогает сохранить в памяти прочитанную информацию конкретной главы. Повторяю в слух или про себя. Задача состоит в том, чтобы логично пересказать главу из книги, заглядывая периодически в свой конспект. Также параллельно добавляю собственные примеры или ту информацию, которую считаю нужным внести в визуальный конспект, но так, чтобы текст и образы не были избыточны и так, чтобы они не поясняли уже известные факты. В конце, когда я завершаю конспектировать целиком книгу, ставлю задачу найти «белые пятна». Это те места в книге, которые я пропустил или которым недостаточно уделил внимание в спешке при конспектировании книги. Я ещё раз возвращаюсь к чтению непонятного фрагмента и дополняю конспект. Таким образом, мне удаётся зарисовать конспект, который отражает содержание книги на 100% и добиться законченности.
 

 
 
ТЕСТИРУЕМ – ПРОВЕРЯЕМ

Не секрет, что нам не всегда при повторении удаётся полностью вспомнить материал конспекта. Когда дело доходит до проверки, мы замечаем в нашем конспекте наличие островков непонимания – белых пятен. Эти островки непонимания, информация, которую вы слегка забыли. Они обязательно должны быть строго зафиксированы, чтобы не поселиться в нашем конспекте окончательно.

author
Я периодически повторяю конспект. Выявляю в нем слабые места и ставлю возле них знак вопроса. Этап проверки важная вещь.

Со временем вы не должны забывать, что скрывается за той или иной картинкой. А это типичная и крайне неприятная ситуация.

Обязательно, параллельно с проверкой, добавьте знак вопроса.

a58

Если вы не будете знать, что вы упустили, ваше знание будет не полным, а это грозит непониманием при дальнейшем изучении и обобщении информации. Поэтому проверяйте ваш визуальный конспект на наличие «белых пятен» с карандашом в руке. Вернитесь к чтению непонятного фрагмента и обязательно дополните его.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

Инструменты для повторения — это помощники в борьбе за эффективную работу. Делайте копии ваших конспектов с помощью телефона, фотоаппарата и сканера. Организуйте собственные конспекты, сделайте так, чтобы они были доступны вам в любом месте с помощью облачного хранилища Dropbox. С большой вероятностью единственный экземпляр будет потерян в куче бумаг. Пусть конспекты будут у вас под рукой в компьютере, на планшете или в телефоне. Чем ближе они к вам, тем проще вам повторять. Скоротайте время в метро или ожидая кого-нибудь с пользой.

a59
a60

На данном этапе вы в принципе можете закончить. Теперь у вас есть визуальный конспект-карта. Вы можете периодически повторять материал, чтобы он у вас не пропал. Но если вы нацелены на решение какой-то практической задачи, то мы пойдём немного дальше.

Резюме

У вас нет времени на промедление, если вы оттягиваете повторение, вы обязательно забудете

Тестируйте визуальный конспект на предмет «белых пятен», пусть ваши знания будут системными

Делайте копии вашего визуального конспекта, пусть он будет всегда под рукой (в телефоне, планшете)

Задание

1. Если вы начали составлять визуальный конспект выбранной вами книги и уже законспектировали первую главу, то перейдите к ее повторению прямо сейчас.

2. Протестируйте ваш визуальный конспект на предмет «белых пятен». Вернитесь к чтению непонятного фрагмента и дополните карту.

3. Отсканируйте ваш визуальный конспект. Забросьте в телефон или планшет, используйте Dropbox так, чтобы карты были всегда у вас под рукой.

Ссылки

1) mnemonikon

СЮДА   ТУДА